Авторы |
Васильева Екатерина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра социальной работы и педагогики, Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград, Проспект Университетский, 100), vasilevaen@yandex.ru
Полтавская Мария Борисовна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии, Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград, Проспект Университетский, 100), poltavskayamb@yandex.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Вопрос измерения социального капитала в научной литературе носит дискуссионный характер. Исследователи предлагают различные индикаторы в зависимости от своих методологических установок. Цель данной статьи заключается в обзоре методик измерения социального капитала и внесении собственных предложений.
Материалы и методы. В данной статье проанализирован социальный капитал одного из регионов России (Волгоградская область); внесено предложение включить в качестве ключевых индикаторов измерения социального капитала два показателя – экономическую и социальную активность населения. Были использованы результаты массового анкетного опроса, проведенного среди различных групп населения Волгоградской области (объем выборки – 1000 человек, тип выборки – территориальная, квотная).
Результаты. Сопоставление статистических данных о численности социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и данных эмпирического исследования, выявляющего уровень вовлеченности населения в деятельность некоммерческих организаций, позволило охарактеризовать социальную активность населения. Данные об экономической активности населения представлены статистическими показателями по региону.
Выводы. Социальный капитал Волгоградской области развит недостаточно, чтобы быть привлекательным для инвесторов. Регион имеет большой потенциал, занимая среднюю по многим показателям позицию. Формирование и развитие социального капитала в регионах должно происходить через информирование населения о деятельности некоммерческих организаций, создание
условий для реализации проектов некоммерческих организаций, развития предпринимательской деятельности и решения проблем безработицы. Социальный капитал формируется непрерывно, следовательно, необходимо вести постоянный мониторинг его формирования.
|
Список литературы |
1. Putnam, R. D. Making democracy work: Civic traditions in Italy / R. D. Putnam. – Princeton, NJ : Princeton University Press, 1993.
2. Fukuyama, F. Social Capital and the Global Economy / F. Fukuyama // Foreign Affairs. – 1995. – № 74 (5). – Р. 89–103.
3. Knack, S. Does Social Capital Have an Economic Payoff? A Cross-Country Investigation / S. Knack, Ph. Keefer // Quarterly Journal of Economics. – 1997. – Vol. 112, № 4. – P. 1251–1288.
4. Bjornskov, Ch. The Multiple Facets of Social Capital / Ch. Bjornskov // European Journal of Political Economy. – 2006. – Vol. 22, № 1. – P. 22–40.
5. Cusak, T. Social Capital, Institutional Structures, and Democratic Performance: A Comparative Study of German Local Governments / T. Cusak // European Journal of Political Research. – 1999. – Vol. 35, № 1. – P. 1–34.
6. Marsh, C. Social Capital and Grassroots Democracy in Russia’s Regions: Evidence from the 1999–2001 Gubernatorial Elections / С. Marsh // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratisation. – 2002. – Vol. 10, issue 1. – P. 19–36.
7. Twigg, Judith L. Social Capital in Russia’s Regions / Judith L. Twigg // Social Capital and Social Cohesion in Post Soviet Russia / ed. by Judith L. Twigg, K. Schecter. – Armonk : M. E. Sharpe, Ink., 2003. – Р. 168–188.
8. Lapin, N. I. How the Citizens of Russia Feel and What They Are Striving For / N. I. Lapin // Russian Social Science Revie. – 2004. – Vol. 46, № 6. – P. 4–21.
9. Немировский, В. Г. Социальная структура и социальный капитал населения Красноярского края : моногр. / В. Г. Немировский, А. В. Немировская. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. – 159 с.
10. Радаев, В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В. В. Радаев // Общественные науки и современность. – 2003. – № 2. – С. 5–16.
|